Главный дизайнер Mazda хочет сделать машины еще более выразительными и узнаваемыми
Лоренс, новый CX-7, преставленный в Москве и сейчас в Париже - это принципиально новый для компании Mazda автомобиль. Раньше кроссоверов вы никогда не делали. Трудно ли было начинать с нуля?
То, что мы раньше делали не кроссоверы, а легковые автомобили, да еще и со спортивным уклоном - это не только не усложнило нам задачу, но даже дало преимущество. CX-7 получился гораздо более динамичным, чем его конкуренты, которые пытаются казаться внедорожниками. У нас не было двигателя большого объема, и это в результате тоже оказалось нашим преимуществом - мотор CX-7, несмотря на внушительную мощность, очень легкий.
Раньше вы занимали немало высоких должностей. Например, возглавляли подразделение дизайна в Ford Motor Company. Что изменилось в вашей жизни после перехода в Mazda?
Все изменилось. Мне нравится здесь работать. Впечатления - чувствую себя пилотом Формулы-1 за рулем Ferrari. Я всегда мечтал создавать спортивные автомобили - у меня в юности на стене висел большой плакат с Mazda RX-7. И теперь я работаю вместе с людьми, которые в свое время сделали машину моей мечты.
Вместе с работой изменилась и жизнь. У "Мазды" три дизайн студии - в США, Европе и Японии. И мне постоянно приходится ездить из одной в другую. Общаться с дизайнерами "на местах" очень интересно. Дело в том, что они все "носители" разной культуры. Недавно у нас во Франкфурте был ланч, на котором присутствовали 15 человек. Оказалось, что они выходцы из 14 разных государств.
Моя работа заключается в том, чтобы все эти разные люди могли создавать одну машину, имея одинаковое представление о том, что надо сделать. Нас объединяет, пожалуй, лишь одно - мы все любим машины.
Вопрос "в тему". У "Мазды" три разных рынка - европейский, американский и японский. С совершенно разными предпочтениями. Легко ли у вас получается "угодить" всем покупателям сразу, и сильно ли "ругаетесь" в процессе?
Если честно, ругаемся. А что касается разных рынков, то, главное не угодить всем сразу, а просто сделать хороший автомобиль - он будет популярен везде. Есть, конечно, у американцев одна особенность - они любят большие автомобили. Поэтому CX-9 мы сделали большим и будем продавать его только в США. А все компактные машины - "интернациональные". Хороший пример - Mazda3, которая одинаково популярна и в Америке, и в Европе, и в Японии.
Ставится ли перед "многонациональной" командой дизайнеров задача делать "японские машины"?
Ну, мы как ни крути японская компания. Точнее, интернациональная, но с японскими корнями. И делать "японские машины" не так уж плохо, в том смысле, что у покупателей они ассоциируются с высоким качеством и вниманием к мелочам. С другой стороны, делать "японские машины" ради того, чтобы просто делать "японские машины", мы не будем. Нужна не определенная национальность, а узнаваемое лицо. "Мазда" должна выглядеть в первую очередь как "Мазда", и к этому мы сейчас стремимся - делаем настоящие машины в духе "zoom-zoom".
Дизайнеры Mazda говорят, что у вас других получить "зеленый" свет для воплощения своего проекта гораздо проще, чем у других автопроизводителей. Вы, недавно став главным дизайнером Mazda, тоже будете поощрять инициативу "снизу"?
В руководстве компании прекрасно понимают, что дизайн - одна из главных, если не главная причина сегодняшнего успеха. Кроме того, среди дизайнеров есть много талантливых людей, которые осознают, что именно нужно бренду. Так почему бы не позволять им делать то, что у них хорошо получается? В новых "Маздах" вы увидите результат такой политики.
В начале этого десятилетия с появлением Mazda6, вы решили "избавиться" от "обычных" машин, заменяя их на автомобили в стиле "zoom-zoom". Этот процесс только что, после выхода CX-7, CX-9 и mx-5, завершился. Сейчас все "Мазды" - это "zoom-zoom первого поколения", но их когда-то тоже придется менять на новые машины. Каким будет "zoom-zoom второго поколения", и какая из моделей "Мазды" его представит?
Это будет новая Mazda6, которая появится, судя по всему, уже в следующем году. Новое поколение "zoom-zoom" - это нечто еще более выразительное, чем нынешние модели Mazda. Будем, в первую очередь, работать над передней частью машин.
Как это принято, увеличится в размерах эмблема?
Да, но это не главная цель.
Mazda не такая уж большая компания, поэтому мы не можем позволить себе выпускать неприметные автомобили. Чтобы нас замечали, надо "кричать чуть погромче", выделяться из общей массы. Мы стараемся сделать так, чтобы человек один раз увидел машину, понял, что это Mazda, и тотчас запомнил, как она выглядит. Ключевые элементы дизайна сохранятся - это пятиугольная решетка радиатора и спортивный стиль в целом.
В небольшой компании, кстати, быть дизайнером гораздо интересней, чем в огромных автомобильных концернах. У нас рыночная доля всего два-три процента, и мы спокойно можем вывести на рынок "смелый" продукт, не боясь потерять половину мирового рынка.
Нам очень хочется, чтобы, увидев "Мазду", любой захотел оказаться за рулем этой машины. Если мы не добьемся такой реакции, значит плохо работали.
Какая из перспективных машин Mazda будет разработана под вашим руководством от начала и до конца и когда появится этот автомобиль?
Это будет новая Mazda3, и я очень рад, что начинаю именно с нее. Работаем мы над ней уже сейчас, но когда она появится на рынке, я пока не знаю. Судя по всему, скоро.
Будет ли она похожа на нынешнюю модель, или станет совсем другой?
Сейчас Mazda3 это в целом очень успешный автомобиль. И полностью отказываться от дизайна, который принес ей этот успех, было бы глупо. Мы, конечно, придумаем много нового, но это, скорее будет "заметная эволюция", чем революция. За свою историю "Мазду" уже достаточно носило из стороны в сторону, и сейчас, когда мы нашли успешное направление - "zoom-zoom", не стоит с него сворачивать.
Что именно во внешности машины сохранится? Какие элементы нынешней Mazda3 самые удачные?
Этот же вопрос - про отдельные элементы - мне периодически задают дизайнеры. Только отвечать на него должен не я, а они. Я лучше озвучу цели, которых мы хотим достичь. Впервые встретив на улице эту машину, человек должен остановиться и что-нибудь воскликнуть от удивления. Это во-первых. А во-вторых, он должен узнать, что перед ним стоит именно новая Mazda3. Создать что-то сверхоригинальное, не забывая о преемственности, довольно сложно. Но мы стараемся.
В начале беседы вы говорили, что с детства любите RX-7. Нет ли проекта по воскрешению этой машины - настоящего двухдверного спорткупе?
Я готов взяться за этот проект хоть завтра. Даже сегодня. Наверное, именно поэтому другие люди решают, какие машины должны быть в модельном ряду Mazda, а какие нет. Если нас, дизайнеров, попросят сделать для компании портфолио, мы весь модельный ряд сделаем из спорткаров. Вот только на рынке с таким ассортиментом делать нечего. Автомобили нам должны приносить прибыль, а не только эстетическое удовлетворение.
С другой стороны, у "Мазды" были, есть и будут спортивные машины. И мы постоянно думаем, не заняться ли тем или иным проектом. Однако я не тот человек, кто должен делать официальные заявления на этот счет. Лично я хочу сделать такой автомобиль. Появится он когда-нибудь или нет, я не знаю.
Лоренс, какие из премьер Парижского автосалона вам кажутся наиболее интересными?
Если честно, то я еще не был на других стендах, кроме Mazda. В первую очередь посмотрю на Citroen C-Metisse и концептуальный кроссовер от Ford. Еще, конечно, нужно обойти стенды конкурентов, ведь я не просто автолюбитель - это моя работа.